Көк-оол Виктор Шогжапович

Көк-оол Виктор Шогжапович

Тываның сураглыг шиичизи, улустуң артизи  Көк-оол Виктор Шогжапович1906 чылдың март 1-де Өвүр-Торгалыгга малчын өг-бүлгеге төрүттүнген.

Салым-чаяанныг оол чонунуң аразынга доругуп, оларның чугаа-соодун, чогаалдарын дыңнап чораан. Чажындан тура Өвүрге алдаржаан Бүдүргей, Дойлаар-оол, Ырлаар-Уртунчап деп тоолчу, ыраажы кижилерниң уран сөзүн дыңнап өскен.

Көк-оолдуң авазы сураглыг хам чораан. Ынчангаш ооң келир үеде чогаалчы болгаш артист апаар оглу хамнарның алгыжының чечен дыл-домаан дыңнап, көрүп, сөөлүнде барып шиилеринге чуруп, сценага ойнап көргүскен.

1928-1932 чылдарда Чөөн чүк улустарының коммунистиг университединге (КУТВ) өөренип тургаш, артист талантызы ажыттынган.

1934 чылда Москваның А.В. Луночарский аттыг Күрүнениң театр институдунче тускай билиглерин бедидери-биле өөредип чоруткан. Театр институдунга болгаш КУТВ-ка өөренип алган билиглери, дуржулгалыг башкыларның, алдарлыг артистерниң лекциялары чогаалчыга дыка улуг орукту ажыткан.

В. Көк-оол тыва театрның сценазынга алдан ажыг янзы-бүрү рольдарны ойнааш, көрүкчүлерниң сонуургалын оттуруп чораан. Ооң-биле чергелештир чүгле артист, башкы, чогаадыкчы эштериниң сүмелекчизи эвес, а тыва литературага ооң ады шиичи болуп база билдинип келген.

Творчество Виктора Шогжаповича Кок-оола (1906–1980)сыграло значительную роль в развитии тувинской литературы. Его произведения заслуженно считаются классикой тувинской драматургии, а спектакли по его пьесам до сих пор не сходят со сцены национального музыкально-драматического театра Республики Тыва, который носит его имя.

Родился 1 марта 1906 году в Овюр-Торгалыге Танну-Тувы. Писатель, поэт, композитор, драматург, артист, один из зачинателей тувинской драматургии.

Творческий путь драматурга совпадает со временем образования и развития Республики Тыва, времени переустройства традиционной жизни тувинцев – исконных кочевников. Искусство письменного художественного слова в Туве развивалось одновременно со становлением новой общественной системы, перемен во всех сферах жизни тувинцев. Художнику, находящемуся у истоков национальной литературы, требовалось осознать судьбу своего народа в этом сложном движении исторического времени, революционных перемен, социальных катаклизмов.

Процесс формирования национальной драматургии начинался с создания одноактных рукописных пьес, ставившихся на сценах клубов участниками агитационных бригад с целью пропаганды идей социализма, борьбы за новые устои жизни. Именно эти пьесы-агитки создали предпосылки для зарождения первых произведений тувинской драматургии, стремившейся максимально приблизить изображаемое к реальной жизни.

В. Кок-оол стоял у истоков формирования тувинской драматургии. Одна из лучших его пьес – «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя горемычная!») (1937) стала любимым произведением тувинских зрителей. Именно с постановки этой пьесы открылся в 1940 году музыкально-драматический театр-студия в Туве. Она предлагала самые разнообразные режиссерские трактовки и на протяжении многих лет не сходила со сцены тувинского профессионального театра и любительских народных коллективов. Его драма «Самбажык», поставленная в первой половине 1960-х гг. первым профессиональным режиссером Тувы О. Сиин-оолом, стала ярким достижением молодого тувинского театра.

Интерес В. Кок-оола к драматургии был предопределен как особенностями индивидуального мировидения, так и жизненным опытом. Его художественное мышление было основано на глубоком знании устного народного творчества своего народа, он является одним из первых его собирателей и исследователей, и в его произведениях предстает картина творческого освоения богатств тувинского фольклора. Известные в Туве сказители Будургей, Дойлаар-оол, Ырлаар-Уртунчап, репертуар которых составлял свыше ста богатырских сказок, легенд, притч, оказали большое влияние на творческое становление и формирование мировоззрения будущего драматурга. Кроме того, с детских лет В. Кок-оол слышал шаманские камлания матери – известной шаманки Овюра, одного из районов Тувы, от нее унаследовал дар импровизации.

Жизненный и творческий путь автора характеризуется многообразной и плодотворной деятельностью в самых разных областях культурной жизни молодой республики: он был артистом, директором Тувинского национального театра, пробовал себя в режиссуре, был одним из первых тувинских композиторов. За свою долгую актерскую судьбу, заслуженный артист РСФСР В. Кок-оол сыграл свыше 60 ролей, которые составляют классику тувинского актерского искусства, при его участии создавались самые значительные спектакли родного театра.  

Всего В. Кок-оол написал 11 пьес. Первые пьесы были написаны после окончания учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) (1928–1932). После учебы в Москве в ГИТИСе (1935–1936) начался новый этап в его творчестве, были написаны одноактные драмы «Чалым-Хая» («Отвесная скала»), «Чутту утпаалыңар» («Не забывайте джут»), «Эки хүн» («Добрый день») (1937), первый и второй варианты пьесы «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя горемычная») (1937, 1943). В 1960–1970-е годы, после окончания Высших литературных курсов при Литературном институте имени А.М. Горького (1955–1957), им созданы пьесы «Ах, чаражын» («Ах, красавица!») (1959), «Алдын-Чечек» («Золотой цветок») (1960), «Малчын» («Животновод») (1961) в соавторстве с Н. Өлзей-оолом, «Самбажык» (1963), «Чаргы» («Разбирательство») (1965), «Найырал» («Дружба») (1965) в соавторстве с С. Пюрбю, «Ийистепкен ирт» («Овца принесла двух ягнят») (1976).

Значение творчества В. Кок-оола в развитии национальной тувинской литературы становилось предметом исследования с самого начала формирования и развития тувинского литературоведения. Первые работы, посвященные его драматургическому творчеству, появились в сборнике статей «Литература народов Сибири», в разделе «Краткого очерка тувинской литературы» [Сагаан-оол и др.], в 1958 году в альманахе «Улуг-Хем» была напечатана статья Д. Куулара «Поэзия В. Кок-оола» [Куулар, 1958], в которой автор рассматривал идейные и художественные особенности поэтического стиля писателя.

История зарождения и становления тувинской драматургии впервые профессионально была исследована основоположником тувинского литературоведения А.К. Калзаном в его диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Становление тувинской драматургии» (1961) и в ряде других его научных статей, например: «К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии», где определяется народность произведений писателя и впервые обосновывается жанровая природа пьесы «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя, горемычная») как трагедии, обращается внимание на фольклорную основу пьесы «Эки хүн» («Добрый день»). В работах А. Калзана драматургическое творчество писателя рассматривалось в ряду произведений других драматургов: С. Тока, С. Сарыг-оола, О. Саган-оола, С. Пюрбю и др., также сыгравших большую роль в зарождении тувинской драматургии. Творчеству В. Кок-оола посвящены статьи М. Хадаханэ «Виктор Кок-оол», Ч. Чап «Каям, Хайыраан бот», З. Самдан «Первая тувинская героическая драма: «Самбажык» В. Кок-оола», Л. Мижит «Дорога начинается». Драматургия В. Кок-оола анализировалась в «Очерках истории тувинской литературы» (1964), составителями которых являются литературоведы А. Калзан, М. Хадаханэ, Д. Куулар, где В. Кок-оол назван первым тувинским профессиональным драматургом. В первом томе «Истории тувинской литературы» (2013) дается общая характеристика его одноактной драматургии 1930-х годов.

В. Кок-оол – автор многих песен. Позывные тувинского радио каждый раз начинаются песней В. Кок-оола «Байлак чуртум» («Богатый мой край»). Сборник песен «Богатый мой край» вышел в 1988 г.

В. Кок-оол удостоен высокой чести быть включенным в число лиц, названных в книге «Заслуженные люди Тувы ХХ века».

Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие, «За доблестный труд», «Заслуженный артист РСФСР» (1961), Народный артист Тувинской АССР (1966).

Член Союза писателей Тувинской Народной Республики (1942), Союза писателей СССР (1945), член Союза всероссийских театральных работников.

Херел А. Х